Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выполняя требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) [18], педагог-физик общеобразовательной школы, не может обойтись без включения в канву урока задач различного типа, не только расчетных. Среди планируемых результатов освоения курса «Физика» на базовом уровне заявлено владение основами понятийного аппарата и символического языка физики и использование их для решения учебных задач. В связи с этим, проблема решения задач по физике как метода обучения является достаточно актуальной.
Известнейший психолог Д.Б. Эльконин уверен, что весь процесс учебной деятельности на практике должен быть представлен в форме совокупности учебных задач. Решение учебных задач происходит посредством совершения конкретных учебных действий – контрольных, предметных, вспомогательных, например, анализ, схематизация, обобщение [19, с. 208]. Учебная задача имеет определенную структуру, осознание которой является залогом их успешного выполнения. При обучении физике без задач обойтись невозможно. Для детей средней школы важнейшим моментом остается сохранение «жажды знаний», которую педагог может поддерживать, используя в своей работе занимательные физические задачи, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Таким образом, целью данного исследования является активизация познавательной деятельности учащихся средней школы посредством решения занимательных задач по физике на примере раздела «Механика».
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности обучающихся средней школы.
Предметом исследования считаем активизацию познавательной деятельности учащихся средней школы посредством решения занимательных задач по физике на примере раздела «Механика».
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) описать систему работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся средней школы;
2) изучить возможности применения занимательных задач при изучении раздела «Механика» с целью активизации познавательного интереса учащихся;
3) разработать конспекты уроков из раздела «Механика» с использованием занимательных задач;
4) предложить рекомендации по решению занимательных задач по физике при изучении раздела «Механика».
1. Системы работы учителя физики по активизации познавательной деятельности учащихся средней школы
Учащиеся средней школы относятся к подростковому возрасту. Д.Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12–14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15–17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны или региона проживания и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет) [19, стр. 45].
Проблема познавательного развития исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки ведущих психологов и педагогов отечественной и зарубежной школы – А.Н. Леонтьева [9], Н.С. Лейтеса [8], М.Е. Богоявленской [3], Л.С. Выготского [5], изучением познавательного развития детей занимаются Э.И. Бахтеева [2], Е.А. Меньшикова [10] и многие другие.
В педагогике «познание» – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее [10, стр. 89]. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Ермизина Ю.А. в своем исследовании писала, что «познавательное развитие – это инициативное, действенное отношение детей к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [6, стр. 1108].
Развитие психики подростка характеризуется повышенной эмоциональностью, возбудимостью, импульсивностью и резкими перепадами настроения. На данном этапе учеба перестает быть основной и главной задачей подростка. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Поэтому важной задачей преподавателей на этом этапе становится стимулирование, поддержка и развитие познавательной активности подростков.
Подросткам присуща широта интересов: спортивные, технические, учебные. Все эти интересы взаимосвязаны. Интересы очень многих подростков, особенно младших, неустойчивы, часто носят ситуативный характер. Ребята быстро и страстно увлекаются, но ненадолго. Это объясняется их возрастными особенностями: повышенной эмоциональностью, потребностью в разностороннем самоусовершенствовании, устремленностью к ярким впечатлениям. А также слабостью воли и быстрой утомляемостью [6, стр. 1109].
Существует немало примеров того, учебные интересы учащихся, возникнув в четвертом или пятом классах, сохранялись в течение всех лет обучения в школе. Следует сделать вывод, что у подростков, несмотря на неблагоприятные возрастные явления, например, на повышенную утомляемость, в определенных условиях обучения и воспитания развивается устойчивый учебный интерес. В большинстве случаев учащиеся называют интерес к знаниям – ведущим мотивом учения. Эмоционально-познавательное отношение к учению, в свою очередь, возникает только на фундаменте прочных знаний. Если интерес младшего школьника направлен непосредственно на учебную деятельность, которая сама по себе доставляет положительные переживания, то подростка, особенно старшего, уже привлекает содержание учебного предмета. А в старших классах интерес учащихся нередко направлен на саму науку и осознается как потребность в знаниях по данной науке. Когда подростки умеют решать задачи несколькими приемами, когда в теоретических вопросах они способны выделить главные моменты, когда учебный материал пробуждает их фантазию, мы видим признаки увлеченности. Ее главный показатель – стремление к новым знаниям [2, стр. 18].
Роговская Н.И. выделяет следующие компоненты познавательного развития человека, в том числе и ребенка подросткового возраста [14]:
1) познавательный интерес – избирательная направленность подростка на предметы и явления окружающей действительности, постоянное устойчивое стремление к получению новых знаний, осознанность собственных действий, эмоциональная насыщенность;
2) познавательная потребность – характеризует степень выраженности потребности в знаниях, предпочитаемый способ удовлетворения этой потребности, обуславливает четкое проявление исследовательского интереса к окружающему миру;
3) познавательная активность – это стремление и готовность человека к усвоению новых знаний, накоплению опыта и разнообразных умений. Это проявление в меру своих возрастных возможностей инициативы, самостоятельности, воли, готовности исполнять какие-либо действия для достижения результата. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления;
4) воображение – это создание мысленного образа объекта. Таким образом, «развитость воображения» по сути, означает развитость образного мышления. Воображение незаменимо при становлении творческих способностей и абстрактного мышления, оно отвечает за умение планировать и моделировать.
Педагогу, работающему над развитием обучающихся, следует чаще использовать активные методы обучения. Выбирая педагогические средства для активизации познавательной деятельности детей, нужно учитывать реальный уровень развития их познавательной сферы. Не следует задавать сложные задачи тем ученикам, которые заведомо с ними не справятся. Такие ситуации лишь усугубляют психологическое состояние ребенка и не могут сыграть положительную роль в его развитии [14].
Развитие познавательной сферы – процесс, требующий времени. В связи с этим система работы учителя должна выстраиваться с учетом поэтапного, спланированного и целенаправленного решения задач – развития познавательного интереса, потребностей, активности учащихся. Познавательная деятельность человека состоит из отдельных действий, а сами действия можно разложить на ряд операций. Таким образом, ребенок,